Дети до 3-х лет
Возьмём детский возраст до 3-х лет. Основной вид деятельности в этом возрасте — исследование. Дети реализуют ее через игру, музыку, работу с различными предметами. Также в этот период деятельность должна быть связана с интересом и неожиданностью.
Малыши имеют зависимость от мамы, которая формирует базовое доверие к миру. В этот период внимание направлено на себя и маму. Когда мама пропадает из поля зрения — ребенок не понимает зачем нужно такое занятие. Это усложняет работу педагогу, но, тем не менее, не делает ее невозможной. 2-3-летние дети обучаемы и без родителей. Однако, педагогу приходиться прикладывать достаточно серьезные усилия.
Основной результат этой деятельности — реализация природных потребностей к познанию мира. Если малыш в хорошем, качественном коллективе с грамотным педагогом получает стимуляцию мозга через музыку, движения, общения со взрослыми — то отстранение от мамы на непродолжительный период времени положительно влияет на речь, социализацию, мышление и т. д.
Поэтому не бойтесь ваших малышей отдавать на танцы в маленьком возрасте. Грамотный педагог найдёт подход и заинтересует ребёнка!
Дошкольники (3-7 лет)
Основной вид деятельности — игра, соревнование. Дети этого возраста чаще всего уже посещают детский сад. И частые болезни, слабая произвольная память — проблемы для педагога. Если проводить занятия 1 раз в неделю, то необходимо понимать, что каждый урок нужно будет снова повторять. Поэтому, в зависимости от возможности коллектива, педагога, помещения и других условий, занятия нужно проводить минимум 2-3 раза в неделю.
С 5-8 лет ребенок проживает кризис семилетнего возраста. Основной смысл кризиса семи лет — созревание и понимание «я-социального», т.е. ребенок начинает понимать, есть понятие не только «я-есть», но и «я-есть среди людей». И поэтому в этот период дети отчетливо могут давать понять, что им не нравится конкретный вид деятельности:
- не хочу быть здесь;
- не хочу делать это;
- не хочу быть с этими людьми;
- хочу делать другое.
Следуя принципу природосообразности, необходимо особое место на уроке уделять игре. Игры могут быть не только в содержании танцевального материала, но и связаны с манипуляцией предметами.
Младшие школьники (1-2 класс) и ранние подростки (3-4 класс)
В этом возрастном периоде учебная деятельность постепенно вытесняет игровую. Много серьезных требований накладывается на ребенка: много знать, выполнять домашнее задание, развивать одновременно множество навыков. Поэтому многие дети покидают творческие коллективы. Многие родители недооценивают очень важную функцию танца — рекреационную (возможность дать отдых, выместить негативные эмоции). Важно объяснить это родителям.
Здесь игра уже переходит в формат образной подачи материала: материал будет легче запоминаться, если педагог будет использовать образы и ассоциации. У детей младшего школьного возраста важно сформировать целостное понимание значимости коллектива — и значимости ребенка в этом коллективе.
Младшим школьникам, которые осознают себя как отдельную единицу, очень важно сформировать мнение «быть в коллективе». Педагогу необходимо не заниматься играми по командообразованию, а создавать атмосферу коллектива.
Дети младшего школьного возраста самостоятельно решения принимать не могут, поэтому роль родителей в процессе обучения еще высока.
Подростки (с 9 до 15 лет)
Подростки ранимы обидчивы, быстро и очень эмоционально реагируют на замечания. Поэтому нельзя трогать ценные для них вещи, высмеивать — и не позволять делать это другим.
В этот период у них есть особая потребность в самовыражении, быть автором. Авторство — основная характеристика подросткового возраста. И это нужно использовать, чтобы через творчество реализовывать потребность учеников быть автором.
Не стоит забывать, что подростки приходят на занятия исключительно для общения. Если при этом продолжать культивировать любовь к танцу, заинтересовать их, то они будут работать на все 100%. Случаются провальные моменты, когда подросток ходит сам не зная зачем. Но это проходит, надо просто переждать.
Резкая смена интересов у учеников может произойти при переходе с 3 в 4 класс и с 4 в 5 класс. В это время подростки уходят из кружков и секций, меняют круг общения и т. д. Это болезненно для педагога, но надо научиться прощаться и отпускать. Нужно помнить, что даже если вы создали благоприятную обстановку — ребенка может это не остановить.
Так как подросткам очень нужно общение — важно и полезно тратить 5-10 минут на диалог с учениками во время занятий, а также совместно создавать номера с разновозрастными учениками.
Необходимо помнить, что подросток — еще не взрослый, хотя и может выглядеть соответствующее. А педагог — взрослый. Поэтому панибратства, душевных разговоров быть не должно.