Наиболее известным и распространенным видом хореографической миниатюры является сюжетный танец. Его главная цель состоит в передаче и основной темы и содержания, которое создается с помощью средств хореографии на основании различных источников, например, литературных (романов, сказок, стихотворений) и музыкальных (симфоний, романсов, сонат), а также исторических событий и других смежных видов искусства (кинематограф и т.д.)
Сценической сюжетный танец является обширным и разнообразным понятием, он способен вызвать у зрителя широкий спектр чувств: слезы, улыбку, страх, отвращение, заставить задуматься. Слово «Сюжет» происходит от французского «sujet», что в переводе означает предмет, содержание; интерпретируется, как процесс развития действия, представлен в хореографических постановках, содержащих художественные образы, в частности, в хореографическом спектакле. Акт, представленный на сцене, выражается с помощью физиологии или психологии, интенсивности или пассивности, конкретики или символизма. Сюжетно-хореографическая миниатюра выделяет главенствующую роль действия, как составляющей в драматургии танца на идейно-художественном уровне.
Основание и развитие сюжета хореографической миниатюры
Основой для постановки номера чаще всего являются:
- историческое события;
- социально важные случаи из жизни, актуальные современные вопросы, «вечные» темы (любовь, дружба, предательство и т.д.);
- ситуации, раскрывающие положительные черты человеческого характера (героизм, храбрость, отважность);
- литература
- изобразительное искусство
- музыкальные произведения
Развитие сюжетно-хореографической миниатюры в эстрадном танце производится с помощью выделения ключевых моментов, на основе которых раскрывается целостный образ и содержание постановки. Предполагается не полное копирование сюжета, а передача задумки первоначального автора, появление новых оригинальных поворотов, использование современного хореографического языка, помогающего воплотить драматургию номера.
Отражение жизненных событий, конфликтов, действий и переживаний героев, раскрывая их индивидуальный характер, взаимоотношения, внутренний мир, чувства и мысли – одна из главных целей сюжетно-хореографической миниатюры. Идея танца воспроизводит раскрывающийся с помощью действия характерный образ, наличие которого обязательно в сюжетном танце.
Основная задача балетмейстера заключается в выражении точности и характера образа с помощью средств хореографии. Изучение, понимание и умение применять многообразие режиссерских форм в совокупности с составлением композиционного плана и способности воспроизводить хореографический текст является важным аспектом в работе хореографа-постановщика.
Одно из выразительных средств, образное и организующее начало во всех видах танца представлено музыкой. Отличительными особенностями музыкального сопровождения в сюжетно-хореографической миниатюре являются: яркость, законченность формы и содержания, образность, совпадение идейно-эмоционального содержания с хореографической лексикой.
Пластические возможности человека, раскрывающиеся с помощью пространственно-временной парадигмы, представляющие собой законченную мысль в рамках сценической формы сюжетно-хореографической миниатюры, являются хореографическим текстом или движением. Отличительная черта хореографической лексики эстрадного танца – предельная выразительность, эффект такого рода достигается с помощью следующих приемов: ввод элементов пантомимы, варьирование поз и ракурсов (способствует приданию скульптурности), использование хореографических символов, полифонии, метафоры, методов комбинирования. Каждый педагог должен научиться сочинять лексику, соответствующую образу танца. Наполненность миниатюры смыслом, идеей и стилем есть важное условие, чтобы танец заговорил.
Составляющие части сюжетного танца
Действие в сюжетном танце, как средство выражения в динамике представлено рисунком перемещения танцоров в пространства. Важно отметить образно-декоративный характер «рисунка» в постановках, не обладающих сюжетом, и тесную связь драматургии с «рисунком» в сюжетных композициях.
Последовательное развитие событий в сюжетном танце называется драматургией, она раскрывает изменения взаимоотношений и характеров героев. Композиционный сюжет представлен взаимодействием системы образов. Развитие сюжетных поворотов, постановка конфликтной ситуации, определенных сценических обстоятельств способствует раскрытию образа, используя возможности драматургии сюжетно-хореографической миниатюры.
Конфликт сталкивает противоположные взгляды, интересы, поступки, является серьезным разногласием, борьбой персонажей, острым спором. Развитие конфликта представлено действием и противодействием, с помощью различных средств выразительности оно должно достигать достоверности и волновать зрителя.
Драматургия хореографического произведения, в частности, ситуация способствует выявлению образов, характера, основных черт, участников действия. Ситуация, раскрываемая в кульминации, является наиболее значимой, второстепенные ситуации воспроизводятся в ступенчатой системе развития действия.
Элементы драматургии сюжетно-хореографической миниатюры
- Экспозиция заключается в выходе танцовщиков. Образует пространственный образ, форму действия, параметры героев, внутреннее настроение. Точечность, краткость экспозиции, совмещение ее с завязкой номера является чертой, свойственной сюжетно-хореографической миниатюре;
- Завязка проявляется в возникновении конфликта, является коротким началом действия.
- Развитие действия составляет несколько ступеней, чаще всего три. Событие, для которого выделяется отдельная ступень, заканчивается ложной кульминацией. За счет нарастания ступеней усиливается и развивается конфликт, заканчивающийся, в конечном итоге, действительной кульминацией.
- Пик конфликта достигается в кульминации, отличающейся характерной яркостью в сюжетно-хореографической миниатюре.
5. Развязка представляет завершение действия, в котором разрешается конфликт, может отличаться эффектом неожиданности или открытого финала.