Почему танцы так полезны для вашего мозга?

Танцоры посредством практики максимизируют познавательную функцию и мышечную память.


Танцы улучшают работу мозга на разных уровнях. Два недавних исследования показывают, как различные виды практики позволяют танцорам достигать максимальной производительности, совмещая мозговые и когнитивные мыслительные процессы с мышечной памятью и «проприоцепцией» (осознание положения частей тела в пространстве), удерживаемой в мозжечке. Благодаря регулярным занятиям аэробикой, включающим в себя некоторые виды танцев, по крайней мере, один раз в неделю, каждый может максимизировать свою мозговую функцию.

Профессиональные танцоры не испытывают головокружения. Почему?

Чувствуете ли вы головокружение, когда встаете? Или страх падения мешает вам исследовать мир? Если вы склонны к головокружению, что танцы улучшат ваше равновесие и вестибулярный аппарат. В сентябре 2013 года исследователи из Имперского колледжа Лондона сообщили о специфических различиях в структуре мозга артистов балета, которые помогают им избежать головокружения при выполнении пируэтов. Вам не нужно становиться профессиональным артистом балета, чтобы получить выгоду от какого-то вида танцев.

Исследования показывают, что годы тренировок могут позволить танцорам подавлять сигналы от органов баланса во внутреннем ухе, связанных с мозжечком. Полученные результаты могут помочь лечению пациентов с хроническим головокружением. Примерно каждый четвертый человек испытывает это состояние в какой-то момент своей жизни. Потратить время, чтобы улучшить функции мозжечка с помощью аэробных упражнений и некоторых видов танцев, это веселый и эффективный способ избежать опасности головокружения.

Для этого исследования в Лондоне набрали 29 женщин-балерин и, в качестве группы сравнения, 20 женщин-гребцов, чей возраст и уровень физической подготовки соответствовали танцорам. Добровольцы вращались на стуле в темной комнате. Их попросили повернуть ручку в такт тому, как быстро они почувствовали, что все еще вращаются после того, как остановились. Исследователи также измерили глазные рефлексы, вызванные воздействием вестибулярных органов. Позже они исследовали структуру мозга участников с помощью МРТ-сканирования.

Вестибулярные органы во внутреннем ухе – заполненные жидкостью камеры, ощущающие вращение головы через крошечные волоски, которые определяют движение жидкости. После быстрого поворота жидкость продолжает двигаться, что может заставить вас чувствовать вращение.

У танцоров как глазные рефлексы, так и их восприятие вращения продолжались меньше, чем у гребцов. Сканирование выявило следующие различия между группами в двух частях мозга: в мозжечке, где обрабатывается сенсорная информация от вестибулярных органов, и в коре головного мозга, которая отвечает за восприятие головокружения.

Мозг танцора балета приспосабливается не чувствовать и подавлять головокружение или дисбаланс за годы тренировок. Следовательно, сигнал, поступающий в области, ответственные за восприятие головокружения, уменьшается.

Визуализация движений может улучшить мышечную память

Танцоры могут улучшить способность выполнять сложные движения, медленно воспроизводя их и повторяя. Исследователь Эдвард Уорбертон, бывший профессиональный танцор балета, и его коллеги были заинтересованы в изучении «мышления, стоящего за танцами».

Опытные танцоры как будто легко скользят по сцене, но изучение движений требует как физических, так и умственных усилий. Новые исследования показывают, что танцевальная практика путем рутинного «прохождения движений» − может улучшить качество исполнения танца за счет уменьшения умственного напряжения, необходимого для совершенствования. Такой способ называется «маркировка».

«Целью является сохранение энергии», — объясняет Уорбертон, профессор танца. «Но танец высокого уровня требует не только физических усилий, но и мысленных. Изучение и репетиция танца требует концентрации на многих аспектах желаемого представления. Прогон танцевальной программы акцентируется на самой программе, а не на совершенных движениях. Танцор иногда может даже заменить движения на жесты рукой. 

Вывод: синхронизация головного мозга и мозжечка создает плавность

Исследователи пришли к выводу, что практика на скорости исполнения не позволяла танцорам запоминать шаги в последовательности, что затрудняет их исполнение. Тип визуализации и маркировки может быть использован для максимизации производительности во многих областях и сферах жизни.

Снижая требования к комплексному контролю над телом, маркировка может снизить многослойную мыслительную нагрузку, используемую при обучении хореографии. Маркировка может быть стратегически использована учителями и хореографами для улучшения памяти именно в то время, когда танцоры работают над освоением самого требовательного материала.

Эти улучшения производительности подходят для разных видов танца, но вполне возможно, что эта область может распространяться на другие виды деятельности, возможно даже на изучение языков. Меньшие по размеру системы движения с низкими энергетическими затратами, такими как речь и жесты, могут накапливать эти преимущества, например, в случае изучения новых слов или работы над акцентом в иностранном языке.