Хореографические миниатюры составляют основной вид постановки в хореографическом коллективе, являются его неотделимым репертуаром, тем самым каждого педагог должен понимать важность правильной подачи задуманного образа, уметь правильно раскрыть поставленные задачи. Миниатюра помогает новые образы, хореографический эксперимент и выразительные средства наиболее подходящим образом.
Леонид Якобсон («Хореографические миниатюры»), его последователь – Касьян Голейзовский («Скрябиниана»), Александр Лапаури («Утес»), Бориса Эйфмана («Жар-птица») – одни из наиболее популярных балетмейстеров-постановщиков миниатюр XX века.
Уникальность одного из балетмейстеров, открывших новый вид постановки, Леонида Якобсона заключается в отчуждении от привычных представлений об академическом классическом танце, росте протеста против канонической нормы постановочного процесса классического танца. Проблемное поле проявляется в соотношении понятий хореографии и пантомимы. Балетмейстер создал новый термин «хореопластика» − новая система воспроизведения хореографического текста, пришедшая на смену классике. Формы и ритмы движений человеческого тела являются составными частями хореографической пластики, которая, по словам Якобсона, включает «все, что может быть образным в движении».
Хореопластика Л. Якобсона, как и «хореографический гротеск», представляется приближенной к особому танцевальному виду. Федор Лопухов в своей работе «Пути балетмейстера» описал «хореографический гротеск» следующим образом: «Гротеск в хореографическом искусстве — это причудливость и сложность движений, имеющих в себе жесткое и мягкое плие, для выполнения которых необходима строгая пропорциональность фигуры согласно принципу приспособляемости. Фигура дает движения, движения вытекают из жеста, а жест из мысли. Человек, усложняя мысль, тем самым велит приспособляться своему телу как выразителю своих мыслей. Для новых мыслей нужны новые жесты и движения. Приспособляясь к новым движениям, фигура человека видоизменяется, вырабатывая в себе те особенности, которые нужны для новых движений. Таким образом «гротеск», соединяющий воедино все, что только может дать человеческая мысль в хореографическом искусстве, заключает в себе безграничное количество возможностей и дает право считать его всепобеждающим жанром».
Конструктивность, художественность, образность, полисемичность, пластическая обобщенность – отличительные особенности театрального танца, которые Леонид Якобсон в «хореопластике» многократно синтезировал и усилил.
Термин и история, анализ структуры и функций хореографической миниатюры.
В различных видах искусства миниатюра предполагается произведением малого объема, обладающим деталями художественных приёмов. Миниатюрный жанр демонстрирует напряженную работу и мастерство, т.к. необходимо наполнить содержанием постановку, небольшого размера. Миниатюра поднимает проблемы бытового, социального, философского характера. Таким образом, интересным представляется изучить различные аспекты, составляющие хореографическую миниатюру. Представленный вид танца выделяется своей относительной новизной, широкой универсальностью и приспособленностью, использованием смежных видов искусства, возможностью развития в разнообразных жанровых направлениях. Обозначается благоприятной формой для создания хореографических экспериментов.
Хореографическая миниатюра является формой сценического произведения (сюжетного или бессюжетного), предполагает согласованность события, время и действия, устанавливая художественный образ с помощью максимизации выразительности музыки, ритма, рисунка, языка танца, со средней продолжительностью 4-5 минут. Хореографическая миниатюра может являться частью различных видов сценического хореографического искусства: балетного спектакля, дивертисмента, сюитной формы, репертуара танцевальных ансамблей. Хореографические миниатюры могут быть объединены единой концепцией, из которой складывается серия постановок.
На создание, развитие и укрепление различных жанров, форм и видов сценического танца оказали влияние разные исторические эпохи. Развитие сюжетов и элементов, присущих традиции, использование самобытности национальной культуры разных стран и их колорита, соединение современной хореографии и балета способствует совершенствованию хореографического искусства.
Миниатюра возникла в древней живописи, далее была распространена в другие виды искусства: музыку, литерaтуру, драматический театр, хореографию. Миниатюра – французское слово, происходящее от латинского «minium» или «minimum», в переводе имеет значение «киновaрь» или «сурик», что в древности средневековые монахи использовали как краску для расцвечивания заглавных букв в рукописных книгах. Далее на их основе стали появляться зарисовки, становившиеся иллюстрациями к книгам.
На успешность создания миниатюры влияет выбор события или явления, являющееся основным образом, который не обходимо раскрыть в постановке. Основная цель хореографа-постановщика – показать зрителю целостный образ, что достигается с помощью с помощью формул обобщения, компактных проектов, пространственных процессов.
Виды хореографических миниатюр
Хореографическая миниатюра – законченное автономное хореографическое произведение, исключающее в своем понятии лишние детали. Компоненты, составляющие хореографическую миниатюру: ритм и темп музыки, жесты, мимика, движения и позы. Они формируют гармонию и выразительность пластики, составляют смысл танца. Оригинальность, малометражность, содержание, заключающиеся в новизне и поиске неординарных решений. Так, понятие «Хореографическая миниатюра» предполагает следующую классификацию:
1. Миниатюра-образ – идея постановки раскрывается с помощью задуманного образа. Хореографическая миниатюра является бессюжетной, т.к. конфликт в постановке представленного типа не предполагается.
2. Миниатюра-рассказ – отличается повествовательным характером, максимально сжатое по содержанию и предполагающее участие двух и более человек.
3. Миниатюра-плакат – разновидность миниатюры сюжетного типа, лексический материал которой выделяется символизмом, образом, идей и конкретикой. Плакат изображается с помощью изображения или рисунка с кратким текстом. Таким образом, задача миниатюры-плаката передать посыл, задуманный автором, распространить рекламу или информацию, пропагандировать, агитировать.
4. Миниатюра-монолог – главный герой раскрывает образ наедине с самим собой или o себе. Ответная реакция или отклик не предполагается, в отличие от диалога. Сложность заключается в раскрытии внутреннего конфликта персонажа и построения драматургии в представленном виде хореографической миниатюры.
5. Миниатюра-диалог – главные герои осуществляют действие с помощью разговора друг с другом. В постановке ставится вопрос, на который впоследствии развития номера дается ответ. Миниатюра-диалог делится на диалог-согласие, подразумевающий действие в унисон, и диалог-разногласие.
Хореографическая миниатюра в зависимости от своего содержания могут быть сюжетного и бессюжетного типа. Литературные источники: басни, стихи, сказки являются сюжетной линией миниатюр в большинстве случаев. Леонид Якобсон был одним из первых балетмейстеров, кто совместил хореографию и пантомиму. Так, стало возможным показать с помощью танца литературное произведение или историческое событие, раскрыть основную идею и образ, показать драматический конфликт, однако это удается сделать не всегда прямо или в полном объеме.
Таким образом, можно выделить следующие виды сюжетных миниатюр:
1. Сюжетная миниатюра – основной ее идеей является событие или происшествие.
2. Игровая миниатюра – в настоящем виде миниатюры демонстрируется характер действующих лиц, постановщику необходимо показать пластический портрет героев.
3. Тематическая миниатюра – действие развивается в результате наличия конфликта между изображаемыми героями или между героями и обстоятельствами, в которых они находятся. Основную роль играет объект, присутствующий в конфликте, ставший его причиной. Он сталкивает интересы конфликтующих сторон, т.е. героев постановки.