Джин Эрдман

Джин Эрдман, танцовщица, движимая мифом

Джин Эрдман, современная танцовщица, хореограф и театральный режиссер, чья работа была наполнена сказочной аурой мифа и легенды, скончалась 4 мая в Кайлуа, Гавайи. Ей было 104 года.


Бывшая ведущая танцовщица Марты Грэм, г-жа Эрдман впервые стала широко известна как хореограф в 1940-х годах, и она оставалась в поле зрения на протяжении десятилетий. Позже она создала пьесы для Театра Открытого Глаза, авангардной нью-йоркской сцены, которую она основала в 1972 году вместе со своим мужем Джозефом Кэмпбеллом, ученым литературы и мифа.

В чем заключается ее уникальность?

Эрдман была среди первых хореографов, которые использовали врожденную театральность танца, смешав его с драматическим, поэтическим, музыкальным и визуальным искусством, чтобы сформировать единое целое или «тотальный театр», как это тогда называлось. Сегодня это может быть описано как перформанс.

Ее танцы, в том числе «Преобразования Медузы» и «Офелия», часто фокусировались на внутренней жизни женщин. Эрдман была известна, в частности, своим сотрудничеством с некоторыми из ведущих современных композиторов, в том числе с Джоном Кейджем, Лу Харрисоном, Эзрой Ладерман и Аланом Ованессом.

В то время как навязчивое, импрессионистское качество ее хореографии сбило с толку некоторых критиков, многие хвалили ее работу за лирическую тайну, мягкие, плавные линии и способность в лучшем случае вызывать в воображении миры, как реальные, так и придуманные.

Лучшие работы и достижения

Ее самым известным произведением была танцевальная драма «Тренер с шестью внутренностями». Комическая адаптация работы Джеймса Джойса «Поток сознания» «Пробуждение Финнегана» (название происходит из текста Джойса), она сочетает в себе танец с разговорным диалогом, пантомимой и игрой. В оригинальном произведении японского композитора Тейджи Ито были использованы восточные и западные инструменты.

В адаптации Эрдман (частично вдохновленной «Ключом от скелета к пробуждению Финнегана» 1944 года, написанным профессором Кэмпбеллом и Генри Мортоном Робинсоном), история сместила акцент на жену Финнегана, Анну Ливию Плурабель. Анна является воплощением реки Лиффи, которая протекает через Дублин. Эрдман сама танцевала эту роль вместе с другими партиями, включая курицу и дождь. В других ролях она играла, как она выразилась, «актеров, которые могут двигаться как танцоры».

Шоу открылось в 1962 году в театре Off Off Broadway Village South, где было показано 114 спектаклей, что является выдающимся достижением для танцевальной программы.

Написав в декабре «Нью-Йорк Таймс» о «Тренере с шестью внутренностями», Аллен Хьюз сказал: «Вокальные и эмоциональные перегибы четырех актеров, которые работают с мисс Эрдман, настолько богаты и музыкальны, что действительно не нужно пытаться заставить буквальный смысл того, что они говорят. Эрдман ставила хореографию практически на каждое движение, и это означает, что есть визуальный ритм, который организует их работу».

«Тренер с шестью внутренностями» выиграл премию Вернона Райса (предшественника премии Drama Desk Award) и специальную награду от Obie Awards, награды Off Broadway, присуждаемой The Village Voice. Театр гастролировал в Соединенных Штатах, Канаде, Европе и Японии, а затем было восстановлен в Нью-Йорке.

Мисс Эрдман также поставила несколько постановок на Бродвее. Среди них были перевод поэта В.С. Мервина о трагедии Федерико Гарсии Лорки «Ерма», поставленный в 1966 году, и рок-экранизация Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля 1971 года «Два джентльмена из Вероны».

За «Два джентльмена», где звучала музыка Галта МакДермота, композитора «Волос», и тексты драматурга Джона Гуаре, мисс Эрдман получила премию Drama Desk Award и была номинирована на Тони.

Краткая биография

Джин родилась 20 февраля 1916 года в Гонолулу. Ее отец, Джон Пайни Эрдман, наследник миссионерской семьи, руководил там неденоминационным собранием; ее мать,  Марион (Диллингем) Эрдман , была дочерью одной из самых известных промышленников на Гавайях.

Позже, по словам миссис Эрдман, она росла там, где занималась танцами. Как она рассказала The Times в 1982 году: «Я была вовлечена в танец в детстве на Гавайях. Мы устраивали пикники на песке, вставали и занимались хуласом. Я даже не знала, о чем говорила в то время, но я хотела создать свой собственный театр».

Это раннее обучение имело неприятные последствия, когда молодая миссис Эрдман училась в школе мисс Холл, эксклюзивной подготовительной академии в Питсфилде, штат Массачусетс. Там она научила своих одноклассников ее родному танцу и была исключена за это.

Эрдман училась у г-жи Грэм в колледже Сары Лоуренс в Бронксвилле, штат Нью-Йорк, после того, как поступила туда в 1934 году. Она также училась у другого преподавателя, профессора Кэмпбелла. Выйдя из колледжа, чтобы совершить кругосветное путешествие со своей семьей в 1937-38 годах, она увлеклась восточными танцевальными традициями, в том числе традициями Бали, Явы и Индии.

Эрдман вышла замуж за профессора Кэмпбелла в 1938 году, поселившись в Гринвич-Виллидж, и в том же году присоединилась к танцевальной труппе Марты Грэм. Среди ее самых известных ролей в труппе были «Кто говорит в “Письме миру”», основано на стихах Эмили Дикинсон, «Говорящая судьба» в «Удар и Джуди», комический балет мисс Грэм о семейном диссонансе.

К середине 40-х годов миссис Эрдман почувствовала, что ей необходимо освободиться от самодержавия мисс Грэм.

Г-жа Эрдман основала свою собственную танцевальную группу Джины Эрдман, позже переименованную в Театр танца Джины Эрдман. В середине 1950-х она гастролировала по Восточной Азии в качестве солистки. Считалось, что она стала первой американской танцовщицей, появившейся там со времен Второй мировой войны.

Ее другие работы в качестве хореографа включают «Существо в путешествии», вдохновленная балийским танцем; «Страшная симметрия», в которой танцор заключен в скульптуру американского художника Карлуса Дайера; «Хамадриад» под музыку Дебюсси; и «Двадцать стихов» — постановка Э. Э. Каммингса.

На протяжении многих лет г-жа Эрдман преподавала в педагогическом колледже Колумбийского университета, Бард-колледже и Университете Колорадо. Она основала программу театра танца в Школе искусств Тиш в Нью-Йоркском университете в 1966 году и оставалась на факультете до начала 1970-х годов.

Среди ее самых известных учеников — всемирно известный современный танцор и хореограф Муна Ценг и танцор, хореограф и режиссер Нэнси Эллисон, исполнительный директор  Jean Erdman Dance.