Часть 2
Продолжаем узнавать о самых выдающихся и знаменитых артистах классического танца, повлиявших на становление балета во всем мире.
Михаил Барышников (1948-)
Михаил Барышников считается одним из величайших танцоров нашего времени. Начав впечатляющую карьеру с балета им. Кирова в Ленинграде, он приехал на Запад в 1974 году и поселился в Нью-Йорке в качестве основного танцора в Американском театре балета. В 1978 году он присоединился к балету Нью-Йорка, где работал с Джорджем Баланчином и Джеромом Роббинсом. Год спустя он был назначен художественным руководителем Aмериканского театра балета, где в течение следующего десятилетия он представил новое поколение танцоров и хореографов. В 1990–2002 годах Барышников был директором и танцором проекта «Белый дуб», который он и хореограф Марк Моррис совместно создали для расширения репертуара и популярности американского современного танца.
Как актер он много выступал на Бродвее и вне его, а также на телевидении и в кино, например, был номинирован на премию Оскар за «Поворотный момент». Знаменитый своим партнерством с Натальей Макаровой. Благодаря этому фильму, Барышников перенес балет на огромную аудиторию. Он продолжал танцевать далеко за пределами обычного пенсионного возраста, расширяя свое творчество в современные произведения. Другие театральные постановки включают «Запретное Рождество» или «Доктор и пациент», «Беккет Шорты», «В Париже», «Человек в футляре», «Старуха» и «Письмо мужчине».
Текущие проекты включают «НЕ РАЗ», кинематографическую инсталляцию, разработанную в сотрудничестве с Яном Фабром и Филом Гриффином, и вторая театральная постановка режиссера Херманиса под названием «Белый вертолет», премьера которого состоялась в ноябре 2019 года в Новом Рижском театре. В 2005 году он открыл в Нью-Йорке Центр искусств им. Барышникова (BAC), творческое пространство, предназначенное для поддержки междисциплинарных артистов со всего мира. Среди многочисленных наград Барышникова – Почетный знак Кеннеди-центра, Национальная медаль искусств, Премия Содружества, Стипендия Чубба, Премия Джерома Роббинса и Премия Вильчека. В 2010 году ему было присвоено звание офицера Почетного легиона Франции, а в 2017 году он получил престижную международную премию искусств Praemium Imperiale в области театра и кино.
Наталья Макарова (1940-)
Наталья Романовна Макарова – прима-балерина советско-российского происхождения. Ее выступления устанавливают стандарты артистизма и аристократии танца, которые современники отмечают ее как лучшую западную балерину поколения.
Она исполнила многие роли в обширном репертуаре Американского театра балета – много работала с Тудором, Баланчином, Роббинсом и Тетли. Ее ассоциация с Королевским балетом началась в 1972 году, а ее репертуар с труппой включал «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящую красавицу», «Сильфиды», «Манон», «Песнь о земле», «Золушку», «Месяц в деревне», «Добровольцы» и многие другие постановки. Ее последнее появление в «Королевском балете» было в «Ромео и Джульетте» Макмиллана в январе 1989 года.
Наталья Макарова выступила в качестве приглашенного артиста в крупнейших балетных компаниях по всему миру, включая Парижский оперный балет, Национальный балет Канады, Штутгартский балет, Королевский датский балет, Лондонский фестивальный балет, балет Бежара 20-го века и балеты Ролана Пети «Марсель».
Ее телевизионная работа включает сериал «Балерина» из 4 частей, который она написала и представила для BBC; «Ассолута» (BBC); «Макарова возвращается» (BBC); «В своем классе» и «Наташа». Она также снималась в фильмах «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта», «Другие танцы» и «Баядерка». Она дебютировала в музыкальной комедии на Бродвее в фильме «На твоих пальцах», получив премию «Тони» за лучшую женскую роль в мюзикле в 1983 году, премию «Drama Desk», премию Станиславского, премию Астера и множество других наград. В 1984 году она снялась в постановке «На твоих пальцах» в Вест-Энде, за что получила премию Лоуренса Оливье.
1 февраля 1989 года, после 19-летнего отсутствия, Макарова была первой художественной изгнанницей, которая была приглашена для выступления в Советском Союзе. Макарова получила премию имени Кеннеди-центра в 2012 году. В 2014 году в Москве она была награждена «Душой танца» Российским балетным журналом и Министерством культуры России, которая чтит ее за сохранение российского наследия классического балета через ее постановки на Западе. Жюри Бенуа-де-ла-Данс в 2018 году выбрало Макарову в качестве награды за жизненные достижения. Она продолжает ставить классические балеты по всему миру, передавая свои знания новому поколению танцоров.
Энтони Доуэлл (1943-)
Английский танцор, режиссер и дизайнер Энтони Доуэлл был директором Королевского баллета 1986–2001. За время работы в труппе он создал множество ролей для ведущих хореографов и известное танцевальное партнерство с Антуанеттой Сибли. Будучи режиссером, он поставил новые спектакли «Лебединое озеро» (1987) и «Спящая красавица» (1995).
Наиболее известен ролью Оберона в «Сне» сэра Фредерика Эштона и его съемкой в роли Зигфрида в Лебедином озере с Натальей Макаровой в 1980 году. Дальнейшие значимые ролевые творения включали в себя Де Грие «Манон» Кеннета Макмиллана и Беляев «Месяц в стране» Эштона. Международные выступления представлены танцами в качестве приглашенного артиста в Американском театре балета с сезона 1978/9 и появление в фильме Кена Рассела «Валентино» (1977).
В 1972 году он был назначен командором Ордена Британской империи (CBE) в списке почестей именинника королевы, став самым молодым танцором, которого удостоили такой чести. В 1995 году он получил звание рыцаря и был награжден Королевской академией танцев Королевской премии Елизаветы II в 1994 году.
Гелси Киркланд (1952-)
Гелси Киркланд получила обучалась в Школе американского балета, получив первые танцевальных роли для детей в постановках Баланчина «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь» и «Арлекинада». В 1970 году получила звание солистки и главной балерины в 1972 году. В балете Нью-Йорка она исполнила множество ведущих ролей, в том числе «Concerto Barocco», «Клетка», «Ирландская фантазия», «Тарантелла», «Арлекинада», «Щелкунчик» и многие другие.
Ее желание играть роли в полнометражных произведениях совпало с уходом Михаила Барышникова и приглашением танцевать с ним в Американском театре балета, к которому она присоединилась в 1974 году в качестве главной танцовщицы. Киркланд получила всемирное признание за роль в «Жизели», Китри в «Дон Кихоте», Клары в «Щелкунчике», Сванильды в «Коппелии», Авроры в «Спящей красавице», Джульетты в «Ромео и Джульетте».
Хореографы были вдохновлены, чтобы создать новые работы для нее; а именно, спектакль «Жар-птица» Джорджа Баланчина, когда ей было семнадцать, несколько балетов Джерома Роббинса, и Энтони Тюдор «Листья исчезают» и «Крошка на полях». Выступления Киркленд в ведущих труппах – это, в первую очередь, признанные критиками спектакли. По случаю празднования 60-летия королевы Елизаветы в Ковент-Гарден она исполнила танец с Энтони Доуэллом.
Ее выступления на американском и британском телевидении включают прямую трансляцию из Линкольн-центра и киноверсию Барышникова «Щелкунчик». В число опубликованных работ Киркланд входят три книги, написанные в соавторстве с Грегом Лоуренсом.
Киркланда была награждена премией «Победа духа» в Центре Кеннеди и театральной премией Джеральда Мэнли Хопкинса, назначена в Совет директоров Sight Savers International и национальным председателем Международного конкурса артистов балета США в Джексоне, штат Миссисипи, была заслуженной выпускницей на праздновании 50-летия Американского балетного театра в Метрополитен-опера.
Уход со сцены в 1986 году ознаменовал переход мисс Киркланд в преподавание: мастер-классы, частные тренинги, обучение и инструктаж в таких учреждениях, как Американский театр балета, Королевская балетная школа, Английский национальный балет, Австралийский балет, а также в различных танцевальных школах по всей территории США и Австралии. В 1990-х годах она была профессором танца в университете Адельфи в Нью-Йорке.
Сильви Гиллем (1965–)
Французская балетная танцовщицы, которая в 1984 году стала самым молодым человеком, занимавшим самого высокого звания танцовщицы в балетной труппе étoile («звезда») в балете Парижской оперы. Она была танцовщицей высшего ранга с 1984 по 1989 год, прежде чем стала главным приглашенным артистом Королевского балета в Лондоне. Сильви сломала шаблон и изменила образ балерины после Фонтейн. Она преуспела в классическом репертуаре, а затем проложила новые пути в сотрудничестве с современными хореографами.
К началу 21-го века Гиллем приобрела известность как многогранная драматическая танцовщица, сияющая как в классических балетах, таких как «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Спящая красавица», так и в современных произведениях, таких как «Форсайт в середине», «Несколько возвышенный», и «Герман Шмерман». В 2001 году она повторно представила свою версию «Жизели» 1998 года с новыми наборами и костюмами для балета «Ла Скала» в Милане, а в 2002 году добавила в свой репертуар шведского хореографа Матса Эка Кармен. После мирового турне, Гиллем вышла на пенсию в 2015 году.
Ее достижения принесли ей множество наград, премий и званий, в том числе Почетный командор Ордена Британской империи (CBE) в 2003 году и премию Praemium Imperiale Японской ассоциации искусств в 2015 году.