Чему танец может научить нас в обучении?

ак показывают исследования, такое действие, как танцевальное движение, активирует одни и те же схемы мозга, независимо от того, выполняем ли мы его сами или наблюдаем, как это делает кто-то другой. Эта «сеть наблюдения за действиями» важна для обучения.

Хочу танцевать

Мы используем множество умственных и физических стратегий, некоторые более эффективно, чем другие, для изучения новых навыков. Подумайте о том, как сложно выучить новый танцевальный шаг — будь то что-то легкое, например, Hokey Pokey, или сложное, например, серия шагов фламенко или хип-хоп. Словесные описания того, как, где и когда двигать нашим телом, могут работать очень хорошо, если танец не слишком сложен. Однако по мере того, как движения становятся более сложными, наша способность следовать словесным инструкциям уменьшается. Слова слишком медленные, общие и последовательные, чтобы описать все детали точного движения.

Одна из альтернатив словесному наставлению — следовать пространственным ориентирам, например, наступать на узор, начертанный на полу. Этот старомодный метод обучения танцам лежит в основе чрезвычайно популярных компьютерных танцевальных игр, таких какDance Revolution, и музыкальных игр, включая Guitar Hero и Rock Band. Чтобы набрать очки, игроки должны поразить последовательности пространственных целей в правильное время (песня играет роль метронома) и правильными частями тела (ступнями, пальцами или руками).

Наблюдательное обучение

Еще один способ научиться — наблюдать и подражать физической модели. Например, в тысячах обучающих видео в Интернете используются физические модели, чтобы показать нам, как танцевать или играть на музыкальных инструментах. Путем проб и ошибок учащиеся совершенствуют свои навыки. Исследования показывают, что обучение с помощью физической модели улучшает процесс обучения больше, чем словесные описания или пространственные ориентиры. Мы также знаем, что учащиеся приобретают двигательные навыки быстрее и точнее, если модель представляет собой реальный человек, помещенный рядом с учащимся. Настоящий инструктор по танцам, например, может адаптировать урок к индивидуальным сильным и слабым сторонам.

Хотя слова могут помочь нам начать изучать танец, в конечном итоге нам необходимо сформировать невербальное знание — то, что тренеры неправильно называют «мышечной памятью», — чтобы танцевать что-либо сложное. Многочисленные доказательства показывают, что сети мозга, а не мышцы, хранят воспоминания о движениях, таких как танцевальные шаги. Эти воспоминания, которые называются моторными воспоминаниями, потому что они характерны для движения, фундаментально отличаются от воспоминаний о словесных описаниях тех же действий.

Исследовательская группа, которая интересуется тем, как люди создают моторные воспоминания, изучает взаимодействие между сетями мозга, которые мы используем для понимания действий других, и сетями, которые мы используем для создания движений. Наблюдательное обучение — это процесс моделирования действий других путем наблюдения за их движениями. Этот процесс имеет последствия не только для танцев, но и для обучения в классе. Считается, что идеи нейробиологов о наблюдательном обучении очень важны для растущей области нейрообразования и должны влиять на решения о том, что преподается в классах.

Есть два вопроса, которые имеют решающее значение для понимания обучения с помощью наблюдений: использует ли мозг аналогичные схемы для распознавания и выполнения действия? И если да, то составляет ли это совпадение нейронную основу обучения с помощью наблюдения? Танец — надежная экспериментальная среда для проверки этих вопросов, и тесты показали, что у мозга есть общая сеть для наблюдения и действия. Эта сеть позволяет нам моделировать действия и, таким образом, является мощным средством обучения.

Знакомый танец зажигает мозг

Просмотр видео, на котором танцует Майкл Джексон, запускает обширную сеть в коре головного мозга по полушариям мозга. Эту схему назвали сетью наблюдения за действием. Чтобы изучить это, используем магнитно-резонансную томографию (МРТ), которая создает изображения, отражающие изменения кровотока в головном мозге и указывающие, какие области активны во время выполнения задачи. Поразительно, но эта сеть включает в себя множество областей мозга, которые также активны во время реального движения. Этот факт противоречит классическим описаниям, согласно которым мозг делится на сенсорную и моторную области. Это хранилище физических знаний о себе и других объектах, которые можно использовать как для понимания, так и для планирования действий.

Открытие сети наблюдения возродило интерес к теории моторного моделирования, согласно которой мы используем нашу собственную моторную память, чтобы выяснить, что делают другие люди. Когда мы смотрим видео с танцором, моторные области мозга могут активироваться автоматически и бессознательно — даже если наши тела на самом деле не движутся — чтобы найти знакомые паттерны, которые мы можем использовать для интерпретации того, что мы наблюдаем. Другими словами, между контурами наблюдения и действия возникает своего рода резонанс. Если это правда, мозг должен быть более активным, когда мы наблюдаем действия, которые физически знакомы, чем когда мы наблюдаем незнакомые действия.

Эту теорию трудно проверить повседневными действиями; трудно найти человека, который не умеет брать кофейную кружку или ходить по комнате. Напротив, люди значительно различаются по уровню танцевального опыта и компетенции. Например, хотя многие из нас знакомы с лунной походкой, лишь немногие из нас могут создать это движение. Таким образом, можно ожидать, что у кого-то, наблюдающего за знакомым танцем, будет больше активности мозга, чем у кого-то, наблюдающего за лунной походкой.

В новаторской статье использовали функциональную МРТ (фМРТ) для сравнения активности мозга в двух группах подготовленных танцоров — одна имеет опыт в балете, а другая в капоэйре, афро-бразильском танце на основе движений боевых искусств. Обе группы были исключительно искусны в танцах, но каждая знала набор совершенно разных танцевальных движений. Исследование показало большую активность, когда танцоры смотрели видео знакомых танцев, чем когда они смотрели видео с незнакомыми танцами. Этот результат согласуется с гипотезой моделирования.

Танцы каждой труппы были визуально и физически незнакомы с танцами другой труппы. Это было недостатком исследовательского дизайна, потому что это увеличивало вероятность того, что мозг стал активным из-за визуального знакомства, а не физического опыта. Команда ученых обратилась к этому вопросу в ходе продуманного последующего исследования. Артисты балета, как мужчины, так и женщины, наблюдали видеозаписи танцевальных движений, которые исполняют только мужчины или только женщины. Танцовщицы были визуально знакомы со всеми движениями, но физически знакомы только с теми, которым они обучались. Опять же, активность мозга была выше, когда танцоры наблюдали движения, с которыми они были физически знакомы.

Результаты предполагают, что танцоры могут воспринимать мир по-другому, потому что у них есть особая способность имитировать то, что они наблюдают. Эта теория не подразумевает, что мы можем понять действия, только если мы их уже выполнили. Если бы это было так, лунную походку невозможно было бы интерпретировать. Теория предполагает только то, что предыдущий опыт усиливает способность имитировать действия других.

Хотя исследователи еще не проверяли эту идею непосредственно на танцорах, недавние исследования спортсменов дают некоторые предварительные подтверждения этому. Представьте, как опытный баскетболист выполняет штрафные броски. Ваша задача — как можно быстрее определить, попадет ли каждый выстрел в корзину. Используя аналогичный подход с использованием видео, коллеги из Римского университета сравнили оценки профессиональных баскетболистов, тренеров и болельщиков. Игроки намного лучше, чем фанаты, быстро и точно предсказывали, состоится ли штрафной бросок. Спортсмены неосознанно улавливали тонкие движения стрелка, такие как угол его лодыжки и запястья, когда он выпускал мяч. Тренеры, у которых в среднем около семи лет игрового опыта, были лучше болельщиков, но не так хороши, как игроки. Эти результаты показывают, что обширная практика — воплощенноезнание меняет нашу способность не только выполнять, но и наблюдать.

Хочу танцевать