Когда публика садится в театр и гаснет свет, воздух наполняется волшебной тишиной
Поднимается занавес, свет показывает всплески цвета, и танец начинается. Публика, озабоченная только тем, что происходит на сцене в настоящем, редко задумывается о долгом процессе, который привел танцоров к этому моменту. Для некоторых было бы удивительно осознать, сколько работы и энергии уходит на постановку танцевального выступления. Помимо постановки хореографии и проведения репетиций, предстоит проделать невероятный объем работы.
Танцевальное продюсирование всегда было совместным усилием.
Быть среди множества людей, которые берут на себя самые разные роли, должности и обязанности, и работать с ними. Планирование и организация танцевального концерта — непосильная, а иногда и утомительная задача. Поэтому очень важно иметь хорошо продуманный план действий и придерживаться сроков и графика этого плана. Каждая продукция уникальна. Существует постоянное совпадение и сочетание областей ответственности, которые прорабатываются от шоу к шоу. То, что сработало в предыдущем шоу, может не сработать в текущем шоу. Вам,как студенту, хореографу или артисту, необязательно знать, как выполнять все многочисленные работы, связанные с постановкой танцевального концерта, но вы должны знать, кто чем занимается. Например, если загорелся сценический свет, вы бы знали, кому сказать, или если вам понадобились стол и стул для вашего танца, вы бы знали, у кого это просить. В большинстве танцевальных постановок задействован следующий персонал:
- Художественный руководительвидит всю продукцию и несет ответственность за общее эстетическое и художественное видение производства и делает все окончательные решения относительно всех художественных вопросов. Одна из многих обязанностей художественного руководителя — поставить хореографию для постановки или пригласить приглашенных хореографов для создания танцев, которые будут исполняться. Как только будет определено, какие танцы будут исполняться, художественный руководитель программирует танцы так, чтобы они исполнялись в соответствующем концертном порядке.
- Директор сцены руководит всеми репетициями — техникой и одеждой, назначает гримерные, отвечает за вход в систему, в основном отвечает за все, что происходит за кулисами. Режиссер также отвечает за «вызов шоу»; дает указания для звуковых и световых сигналов. Способности сценического менеджера имеют решающее значение для общего успеха выступления, и обычно у него есть помощник, который поможет с деталями.
- Технический директор отвечает за все оборудование, инструменты за кулисами и технические аспекты выступления, включая управление светом и освещением и сборку любых декораций.
- Аудиоинженер отвечает за все звуковое оборудование и проекции.
- Художественные соавторы: художник по костюмам и дизайнер, швея и другие. Успешный танцевальный концерт неизменно оставляет у публики ощущение значительного переживания, будь то эмоционально трогательное, визуально стимулирующее или просто умное и интересное.
Тем не менее, есть некоторые факторы, помимо тех, о которых говорилось, касающиеся совершенства хореографии и ее исполнения. Это приземленные проблемы, с которыми неизменно сталкивается каждый, кто пытается поощрять более эффективные танцевальные выступления.
Кто должен выступать, а кто ставить хореографию?
Одна из самых сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться, — это вопрос о том, как выбрать танцоров и хореографов для выступления. Учитывая огромное давление, которое оказывают современные молодые танцоры на выступление, это обычное и фактически неизбежное, что этот процесс вызовет противоречивые чувства у студентов, пытающихся поддерживать стандарты своего искусства, не переставая уважать чаяния своих сверстников-учеников. Есть, конечно, так называемые «натуральные» исполнители. Это исполнители, которые сразу привлекают наш взгляд при открытии занавеса или начале танца, независимо от того, насколько мало у них было тренировок или опыта ранее. Но для большинства выступление — это то, чему нужно научиться, и часть этого урока извлекается из опыта на сцене. Без возможности выступать эта способность не может быть полностью развита. Точно так же, если хореография не показана публике, ее сильные и слабые стороны никогда не будут полностью раскрыты. Учитывая первоочередную потребность и стремление к высоким художественным стандартам в произведениях, представляемых публике, важность уделения особого внимания творческому и техническому уровню исполнителей и хореографов трудно переоценить. Есть разные виды постановок.
- Время выступления может эффективно варьироваться с результатами, соответствующими разным уровням владения языком. Вечернее представление всегда более формально, чем показ танцевальных произведений в полдень или после обеда, и можно ожидать, что вечерняя публика будет более требовательной. Это не значит, что из-за того, что кто-то исполняет утренник, он дает меньше 100%, наоборот, он дает 200% аудитории утренника!
- Костюмы и освещение имеют решающее значение для любого танцевального произведения. Хореографы должны учитывать эффекты костюмов и освещения. Тщательно продуманные костюмы в двухминутном произведении, состоящем из простых шаблонов, могут ввести аудиторию в заблуждение и заставить ее ожидать работы более существенного характера. В то время как использование базовых трико могло бы быть гораздо более эффективным и, возможно, можно задействовать творческое использование цвета, чтобы различать роли танцоров или разделить пространство сцены. Хореографы также должны учитывать эффекты освещения. Сложные световые сюжеты часто превосходят танец или, возможно, делают немного больше, чем подчеркивают недостатки в пьесе, которая сама по себе проста в своей реализации.
- Масштабируйте свою хореографию. Наиболее распространенным явлением является предпочтение грандиозных танцевальных тем, у которых мало шансов успешно развиться в связный танец. Разрабатывать и творить из простого — это нормально. Менее амбициозный материал или темы могут быть очень эффективно поставлены менее опытными учениками, и их исполнение столь же впечатляюще. Психологически тонкие и метафизические темы лучше оставить более опытному хореографу. С учетом сказанного, если сами движения технически выходят за рамки исполнительских возможностей танцоров, эффект только усилит ограничения каждого исполнителя без необходимости.
- Обозначение концертной площадки или сцены можно производить где угодно. Хотя возможности для определения площади сцены практически безграничны, этот класс ограничен студией или маленьким театром.
- Танец, возможно, является самым гедонистическим из искусств просто потому, что движение само по себе доставляет удовольствие. Чем больше человек становится осознающим и чувствительным к чувственной обратной связи движения, тем больше он может погрузиться в себя. В этом опасность и для хореографа, и для танцора. Избирательный взгляд должен быть всегда начеку, чтобы радость от движения не ограничивалась опытом самих участников, а могла быть передана аудитории, которая потратила и время, и деньги, чтобы присутствовать на мероприятии. Неспособность или нежелание передать движение в среде, которая по самому своему определению является исполнительским искусством, только отталкивает аудиторию и тем самым сводит на нет силу танца.
- Отношение хореографов к публике не менее важно, если не больше, чем отношение танцоров к выступлению! Танец — это исполнительское искусство, и как таковое требует физического присутствия публики в определенное время и в определенном месте. Спектакль задуман с мыслью, что его кому-то покажут. Эту мысль не следует упускать из виду при подготовке к постановке. Тем, кто поглощен своей работой, особенно легко спутать выражение художественной формы с чем-то большим, чем потакание своему эго.
- Ваше отношение к производительности чрезвычайно важно. Жизненно важно, чтобы все знали с самого начала, как важно работать с полной концентрацией, целеустремленностью, честностью и порядочностью в отношении результатов. На репетиции должно быть ваше отношение и цель, спектакль! Всегда танцуй так, как будто никто не смотрит. Привить такое отношение — непростая задача. Недели и месяцы интенсивных репетиций, необходимых для подготовки произведения для сцены, могут и будут утомлять очень мучительно! Практика, которая приводит к более совершенному выполнению движений, слишком часто становится упражнением в механическом действии. Это то, что способствует и увековечивает смехотворно «наивное» отношение, что… «Я не буду этого делать, когда я на сцене или публика присутствует», к вам вернутся спонтанность и вдохновение танцевать. Этого не случится… 99,9%, вы будете выступать так, как репетировали. Нет никаких сомнений в том, что присутствие публики влияет на исполнителей. Возникающее возбуждение повышает уровень адреналина в организме, и в результате возникает повышенная осознанность, которая делает исполнителя более внимательным и чувствительным, чем на репетиции. Но то же самое возбуждение может разрушить вашу работу. Например, напряжение, никогда ранее не наблюдавшееся во время репетиций, внезапно становится очевидным в шее и конечностях вашего тела … Равновесие, очевидно безопасное на репетиции в студии, нарушается из-за нервозности.
- Небольшой театр также обеспечивает площадку для представлений. Однако тот факт, что у театра есть настоящая сцена, установленное освещение и другие аксессуары, вызывает большие ожидания и большую формальность, чем у студии. Это естественно и желательно. Между публикой и исполнителями существует особое разделение, которое существует не только буквально, но и психологически. Именно здесь исполнители должны попытаться преодолеть разрыв. Тем не менее, из-за размеров театра и расстояния от исполнителя до аудитории, интенсивность, необходимая для проецирования, не является чрезмерно требовательной или неудобной. Совсем другое дело — большой театр на 500 мест и более зрителей!
- Студия — наименее претенциозная площадка для танцевального представления, и ее преимущество заключается в том, что она обеспечивает очень тесный контакт со зрителями. Обычно такая установка вызывает у публики особое чувство доброжелательности по отношению к исполнителям; возможно, их непосредственная близость усиливает отзывчивость аудитории. Эта атмосфера особенно важна для менее опытных учеников танцев. Танцоры в такой ситуации могут многое узнать о проекции. Сложность выступления так близко к публике состоит в том, что исполнитель может потерять концентрацию из-за отвлечения внимания от просмотра определенного лица на сиденьях. Почти инстинктивное желание признать или проигнорировать этого человека угрожает концентрации, необходимой для выступления. Постоянная практика позволит танцору видеть публику, но не отвлекаться, проецировать за пределы личного через движение. Студия — отличное место для презентации «первых» работ: неформальных показов, незавершенных работ и превью исполненных танцев. Формальность конструктивна и также способствует постановке экспериментальных произведений и других видов танцев, которые по самой своей концепции требуют близости для достижения успеха. Часто обезоруживающая своей простотой студийное выступление создает прекрасную атмосферу