Женщины-хореографы переосмысливают …

Женщины-хореографы переосмысливают исторические балеты

Знаменитая, но замученная женщина-живописец. Хозяйка, охваченная охотой на ведьм в ранней американской колонии. Талантливая виолончелистка, чья жизнь преждевременно закончилась после ее борьбы с рассеянным склерозом. Некоторые женщины-хореографы начинают переносить подобные истории на главные балетные сцены.


Хотя повествовательные балеты существовали почти так же долго, как и сама форма, те, что создавались с помощью женского взгляда, исторически редки. Есть известная цитата известного хореографа Баланчина: «Балет – это женщина. Но, это женщина, созданная мужчиной».

Сегодня волнующая балетная история 21-го века, поставленная женщинами, представляет собой популярную волну.

История позади тренда

Балет как средство повествования относится к 1700-м годам, и одной из первых хореографов была француженка – Салле Мари. Салле впервые использовала пантомиму как способ переноса истории в балете, которую она показала на главной сцене в ее «Пигмалионе».

В 1800-х годах капитальный ремонт, проведенный, чтобы спасти Балет Парижской Оперы, привел к появлению нового жанра сюжетного балета, который сподвигнул сторонников-мужчин вдохновляться ведущими женщинами-балеринами. Хореографы также черпали вдохновение из ранней романтической литературы для таких балетов, как «Сильфида».

Несколько женщин продолжали продвигать повествовательные балеты в 20-м веке, в том числе Бронислава Нижинская и Дама Нинетт де Валуа, а также американский хореограф Агнес де Милль. Благодаря появлению абстрактных балетов за последние 60 лет балетные труппы заполнили хореографические гендерные пробелы знаковыми современными произведениями Пины Бауш, Триши Браун, Марты Грэм, Твайлы Тарп и Асуре Бартон, Анны Терезы Де Кеерсмайкер, Джессики Лэнг, Кристал Пайт и Пэм Тановиц.

Но их вклад, по большому счету, не был сюжетным балетом, и только в последние годы новые повествовательные произведения стали свидетелями возрождения популярности, в немалой степени благодаря обычной кассовой мудрости.

В последние годы балетные труппы публично взяли на себя обязательство восполнить потребность в женщинах-хореографах с помощью инкубаторных инициатив и программ. Также не следует упускать из виду: больше женщин руководят крупными компаниями, чем когда-либо прежде. Хотя женщин по-прежнему меньше, чем мужчин, назначенных для постановки повествовательных балетов, статистика меняется по мере того, как компании переоценивают голоса, предлагаемые возможностями.

Соедините эти две тенденции – возобновившуюся популярность повествовательных произведений и необходимость того, чтобы компании стали привлекать больше женщин – и у вас есть формула для балетных сюжетов с женской хореографией.

Найти дом в истории

«Сказочные балеты были моей страстью около 25 лет – для меня это не совсем ново», – говорит британский хореограф Кэти Марстон. «Рассказы снова вошли в моду, и крупномасштабные работы оказываются победителями для трупп».

Известная как книжный червь, Марстон находилась под сильным влиянием родителей-учителей английского языка, которые питали ее страсть к литературе и театру. «Я стремлюсь найти истории, которые звучат убедительно, и рассказывать их по-новому», – объясняет она.

Тем не менее, несомненно, ее жизненный опыт как женщины, жены и матери двоих детей руководит над ее подходом к истории. Она поставила 30 оригинальных повествовательных балетов, в том числе ее широко известные «Джейн Эйр» и другие литературные произведения, такие как «Грозовой перевал», «Лолита» и «Любовник леди Чаттерлей».

Как и Марстон, идеология повествования Хелен Пикетт была сформирована ее родителями, которые были актерами. Ее отец предложил исходный материал для первой полнометражной постановки, вручив ей свою потрепанную копию «Камино Реал» Теннесси Уильямса, которую она создала для балета Атланты в 2015 году. В прошлом году состоялась премьера шотландского балета Пикетта «Тигель», основанного на аллегорической пьесе Артура Миллера, которая с тех пор получила несколько наград и дебютирует в США.

Точно так же Аннабель Лопес Очоа уже давно ощущает тягу к рассказам. «Как молодой хореограф, в моей работе всегда были театральные элементы, маленькие истории и человеческие взаимодействия», – говорит Лопес Очоа. «Но это не было в тренде, потому что все хотели деконструированное движение».

Однако по мере роста спроса на повествовательные балеты колумбийско-бельгийский балетмейстер получил свой первый полнометражный заказ в 2012 году для шотландского балета Теннесси Уильямса «Трамвай по имени желание». С тех пор она взялась за другие сюжетные работы, такие как «Вендетта. История мафии». Впервые рассказав историю Фриды Кало в 2016 году в одноактном спектакле «Сломанные крылья» для Английского национального балета, она затем расширила его для голландского Национального балета.

Многогранные женщины

За четыре года исследований Лопес Очоа узнала о делах Кало и работала с драматургом Нэнси Меклер. «Я уверена, что Фрида хотела бы, чтобы именно женщина рассказала ее историю. Как женщины, мы можем раскрыть больше слоев, иногда мы знаем, что ломаемся внутри, но мы должны оставаться сильными снаружи.

«Я ищу истории, в которых женщинам не нужно убивать себя. Они на ногах, на земле, с трудными решениями», — говорит Пикетт, поставившая «Охоту на салемских ведьм». Перемещаясь по миру, она смогла рассмотреть идеи между строк пьесы Миллера, представив, что, возможно, Эбигейл не начинала как злодейка, но ее ранняя травма и юность привели к действиям. «У меня был план рассказать эту историю для силы женских персонажей — эти охоты на ведьм были способом отобрать власть у женщин». Один из последних проектов Марстон также переосмыслил традиционно ориентированную на мужчин историю: «Выпускник» Чарльза Уэбба. 

Взять на себя инициативу

«Я не верю, что традиционная балетная лексика может действительно рассказать эти женские истории; они должны быть реальны», – говорит Марстон. Пикетт перекликается с этим мнением: «Я экспериментировала с более низкими, приземленными движениями, прямым балетным языком на пуантах всю свою карьеру», – говорит она.

Иногда, казалось бы, простые движения делают самые динамичные заявления. «Я чувствовала, что было бы неправильно приуменьшать историю Джен Эйр до влюбленной супружеской пары, и я хотела запечатлеть сильный голос от первого лица, которым Шарлотта Бронте пользовалась, направляя свой взгляд». В Королевском балете, чтобы выразить мощную физическую связь Жаклин дю Пре с ее инструментом в «Виолончелисте», Марстон выбрала в качестве виолончели одного из танцоров (Марселино Самбе).

Присоединяйтесь в наш хореографический ансамбль, чтобы приучить своих детей к искусству танца.