С самых ранних моментов известной человеческой истории танец сопровождал древние ритуалы, духовные собрания и общественные мероприятия. Будучи проводником транса, духовной силы, удовольствия, выражения, исполнения и взаимодействия, танец проник в нашу природу с самых ранних моментов нашего существования – с момента, когда первые африканские племена покрыли себя военными красками, музыка и танцы распространились во все четыре уголка мира. Без сомнения, танец остаются одной из самых выразительных форм общения, которые нам известны.
Первобытное общество
Самым старым доказательством существования танца являются найденные в Индии 9000-летние наскальные рисунки, на которых изображены различные сцены охоты, родов, религиозных обрядов, погребений и, что самое важное, танцы. Поскольку танец сам по себе не может оставить четко идентифицируемых археологических артефактов, которые можно найти сегодня, ученые искали вторичные подсказки, письменное слово, резные фигурки на камне, картины и подобные артефакты.
Период, когда танцы стали широко распространенными, можно проследить до третьего тысячелетия до нашей эры, когда египтяне начали использовать танец как неотъемлемую часть своих религиозных церемоний. Судя по многочисленным изображениям сохранившихся гробниц. Египетские священники использовали музыкальные инструменты и танцоров для имитации важных событий – историй о богах и космических рисунках движущихся звезд и солнца.
На египетских похоронах женщины танцуют, чтобы выразить скорбь.
Античная культура
В большинстве древних цивилизаций танцы перед богом являются важным элементом храмового ритуала. В Египте священники и жрицы, сопровождаемые арфами и трубами, совершают величественные движения, которые имитируют важные события в истории бога, или подражают космическим образцам, таким как ритм ночи и дня. Эта традиция продолжилась в древней Греции, где танец использовался очень регулярно и открыто для публики (что в итоге привело к рождению знаменитого греческого театра в 6 веке до нашей эры). Древние картины 1-го тысячелетия ясно говорят о многих танцевальных ритуалах в греческой культуре, особенно перед началом каждой Олимпиады (современных Олимпийских игр).
Шли столетия, и многие другие религии включили танец в суть своих ритуалов. В Индии формализованные движения рук жриц описаны в документах еще в 1 веке нашей эры. Каждый точный жест имеет тонкое значение. Форма классического индуистского танца, основанная на них, известная как «Бхарата Натьям» исполняется даже сегодня.
Конечно, не все танцы в те древние времена были предназначены для религиозных целей. Обычные люди использовали танец для празднования, развлечения, соблазнения и выражения безумного восторга. Ежегодное празднование в честь греческого бога вина Диониса (а позже римского бога Бахуса) включало в себя танцы и распитие вина в течение нескольких дней.
В 1400 году до н.э. египетская живопись изображала группу скудно одетых девушек, которые танцевали для богатой мужской толпы при поддержке нескольких музыкантов. Этот вид развлечений продолжал совершенствоваться вплоть до средневековья и начала эпохи Возрождения, когда балет стал неотъемлемой частью богатого класса.
Европейская культура
Европейские танцы до начала эпохи Возрождения не были широко задокументированы, сегодня сохранились лишь несколько отдельных фрагментов их существования. Самый простой танец в форме «цепочки», практикуемый простолюдинами, был наиболее распространенным в Европе, но появление Ренессанса и новых форм музыки принесло много других стилей в моду.
Эпоха Возрождения
Любимое развлечение во Франции и Италии эпохи Возрождения – привлечение дам и джентльменов двора к банкетному залу на сценических плотах, с которых они спускаются, чтобы исполнить танец. Екатерина де Медисис очень поощряет такие праздники после того, как она вступает в брак с французской королевской семьей.
В 1581 году она сделала значительный шаг вперед. Директор придворных фестивалей, Бальтазар де Божой для свадебного торжества создает Balet Comique de la Reine, сочетающий танец (который он называет просто «геометрическими узорами людей, танцующих вместе») с повествовательным подтекстом комедии. Это первый драматический балет.
XVII век
Эта французская и итальянская любовь к танцу продолжается в следующем столетии. При дворе Савойи в Турине появилась традиция щедрых любительских балетов для любого торжественного случая в середине 17-го века.
Во Франции Луи XIII, сын Марии Медисис, демонстрировал свои таланты в этом направлении, но известно, что он никогда не исполнял ничего, кроме смешных комедийных персонажей. Типичные роли короля включали странствующего музыканта, голландского капитана, гротескного воина, фермера и женщину. Его сын Людовик XIV увлекался подобными развлечениями, но в его ролях была немного более классическая вариация – Вакх, Титан, Муза и (предположительно любимый) Аполлон.
Танцорами в балетах были сами придворные, и большую часть развлечения друзья представали друг перед другом в эффектных костюмах. В дневнике англичанина Джона Эвелина рассказывается, как Людовик XIV танцует в Париже в 1651 году, поражая не столько танцем, сколько многочисленными аристократами в роскошных нарядах.
Но сам Людовик XIV искренне интересуется танцами, и в 1661 году он собирает лучших парижских танцоров, чтобы сформировать королевскую академию танца, где можно улучшить навыки его друзей. Она настолько успешна, что в 1669 году была основана похожая музыкальная академия.
Эти два учреждения объединены, чтобы сформировать Парижскую оперу (существующую и в наши дни). С 1672 года обучение проходят профессиональные танцоры. Это заведение постепенно превращается в то, что вполне можно назвать балетной труппой.
Первый режиссер, Пьер Бошан, ставит много балетных эпизодов с музыкой Люлли и других – и он разрабатывает свою собственную систему для объяснения шагов. Ему часто приписывают изобретение пяти классических положений для ног, но, скорее всего, он просто первый, кто их записал.
Впечатляющий балет Люлли и Бошана – «Триумфальная арка», впервые был исполнен в 1681 году. Четыре месяца спустя тот же балет снова исполняется в публичном театре со значительным нововведением – профессиональными танцовщицами.
Женский ансамбль возглавляет Ла Фонтен, первая в мире прима-балерина. Она была звездой во многих других балетах в течение следующих двенадцати лет (заслужив титул «королева танца») до выхода на пенсию.
Лафонтен и ее коллеги были скованы тяжелыми платьями, которые они вынуждены носить на сцене, мужчины обладали меньшими ограничениями (их обычный костюм похож на короткую тунику римского солдата).
Виртуозный мужской танец стремительно становится одной из главных достопримечательностей балета. Первым, кто продемонстрировал его, является Жан Балон, который являлся участником Парижской оперы с 1691 по 1710 год. Известный своей легкостью и ловкостью, его имя, возможно, упоминается в термине «баллон», когда танцор может сделать паузу в воздухе во время прыжка.
Новое время
Танцы эпохи Возрождения из Испании, Франции и Италии были вскоре превзойдены танцами в стиле барокко, которые стали широко популярными на французских и английских судах. После окончания Французской революции появилось много новых видов танцев с акцентом на менее строгую женскую одежду и склонность к прыжкам и вращениям.
Эти танцы вскоре стали еще более энергичными в 1844 году с началом так называемой международной польки, повального увлечения, за которым последовало появление знаменитого вальса.
После периода времени, когда великие балетмейстеры создавали волну сложных танцев, началась эра современного танца для двух человек с знаменитых бальных танцев Вернона и Ирен Касл. После первых лет 20-го века было изобретено много современных танцев: фокстрот, One-Step, танго, чарльстон, свинг, модерн, хип-хоп, брейк-данс и многое другое, и распространение мюзикла принесло этим танцам мировую популярность.