Щелкунчик
Автор музыки: Петр Ильич Чайковский
Хореография: Мариус Петипа
«Щелкунчик» основан на адаптации Александра Дюма отца рассказа Эта Хоффмана «Nussknacker und Mausekonig» (Щелкунчик и король мышей). Несмотря на неудавшуюся премьеру в 1892 году, к середине 1950-х годов сказочный балет стал очень популярным как ежегодная праздничная традиция по всему миру.
Краткое содержание: На рождественской вечеринке юная Клара получает красивую игрушку «Щелкунчика». Позже она засыпает со своей новой игрушкой и начинает мечтать о чудесном мире, где она встречает солдат, гигантского Мышиного Короля, Щелкунчика-принца, Фею Сахарной Сливы и многих других персонажей.
Интересный факт: по традиции праздника многие местные балетные труппы и школы ставят собственную постановку «Щелкунчика», в результате чего меняются сюжет и персонажи.
Ромео и Джульетта
Автор музыки: Сергей Прокофьев.
Хореография: Леонид Лавровский.
Балет Прокофьева, основанный на известной пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», был написан примерно в 1935 или 1936 году для Кировского балета. Он состоит из четырех действий и десяти сцен, всего 52 отдельных танцевальных номера. Балет был представлен в Ленинграде в 1940 году. В 1965 году хореограф сэр Кеннет Макмиллан представил свою версию балета с Марго Фонтейн и Рудольфом Нуреевым.
Краткое содержание: Семьи Капулетти и Монтекки находятся в состоянии войны. Переодетый юный Ромео Монтекки идет на вечеринку с Капулетти, где знакомится с Джульеттой Капулетти. Они влюбляются и в надежде положить конец вражде двух семей тайно женятся. Но двоюродный брат Джульетты, Тибальт, убивает друга Ромео Меркуцио, а разъяренный Ромео убивает Тибальта. В результате его отправляют в ссылку. В плане воссоединения со своим любимым человеком Джульетте дают снотворное, чтобы ее семья показалась мертвой, в то время как сообщение должно быть отправлено Ромео, чтобы сообщить ему о уловке, после чего они смогут тайно уйти вместе. Увы, сообщение так и не доходит до Ромео, и он узнает о «смерти» Джульетты. Наполненный горем, он убивает себя, и как только Джульетта просыпается и видит мертвого любовника, она тоже убивает себя.
Интересный факт: эта партитура считается одной из величайших в истории балета.
Спящая красавица
Автор музыки: Петр Ильич Чайковский.
Хореография: Мариус Петипа.
Второй балет Чайковского основан на сказке Шарля Перро «Спящая красавица». Премьера балета с участием хореографа Мариуса Петипа состоялась в 1980 году и имела успех.
Краткий синопсис: Крестят принцессу Аврору и шесть крестных фей дарят свои дары, когда их прерывает прибытие незваной злой ведьмы Карабос. Она проклинает ребенка уколоть палец на ее шестнадцатый день рождения и умереть. К счастью, Фея Сирени еще не даровала свой дар и заявляет, что вместо смерти принцесса Аврора погрузится в глубокий сон, пока ее не разбудит поцелуй принца. Как и было предсказано, в свой шестнадцатый день рождения Аврора колется подарком и засыпает вместе с королевством. 100 лет спустя, на охоте, принц Дезире (Флоримунд в более поздних постановках) видит Аврору в видении, и его приводят в замок, где он встречает Карабос, которую побеждает. Затем он находит принцессу и будит ее поцелуем. В пробужденном замке следует красивая церемония.
Интересный факт: в балете «Спящая красавица» много сложных ролей как для солистов, так и для остальных. Роль Авроры требует предельно чистой и сильной техники.
Лебединое озеро
Музыка: Петр Ильич Чайковский (в редакции Риккардо Дриго)
Хореография: Мариус Петипа
Балет был написан в 1875–1876 годах и впервые был представлен как «Лебединое озеро» в феврале 1877 года в Большом театре в Москве. Первоначально поставленный Юлиусом Райзингером, он был переработан Мариусом Петипа и Львом Ивановым для Императорского балета в 1985 году. Сама партитура была отредактирована Риккардо Дриго после смерти Чайковского. Эта трагическая история любви и предательства стала одним из самых известных классических балетов всех времен.
Краткое описание: Во время охоты принц Зигфрид видит Одетту, молодую девушку, которую злой колдун осудил быть лебедем днем и человеком ночью. Они влюбляются, и принц узнает, что единственный способ разрушить чары — это дать ей клятву вечной любви. Когда он начинает свою клятву, его прерывает злой колдун фон Ротбарт. Позже, вернувшись на бал в замке, переодетый фон Ротбарт приводит свою дочь Одиллию в образе девушки-лебедя. Принц Зигфрид принимает ее за Одетту и клянется ей в любви. Затем он осознает свою ошибку, когда видит настоящую Одетту.
Интересный факт: финал «Лебединого озера» сильно различается в разных постановках: одни выбирают воссоединение вечной любви, другие — более трагический финал.
Ла Сильфида
Музыка в редакции : Герман Северин Лёвенскиолд.
Хореография: Август Бурнонвиль.
Как один из первых романтических балетов, «Сильфида» увидела множество хореографических обработок. Впервые он был поставлен Филиппо Тальони для его дочери Мари, которая танцевала роль Сильфиды в Парижской Опере в 1832 году. Затем она была отредактирована Августом Бурнонвилем, и эта версия используется в сегодняшних постановках. В 1892 году Мариус Петипа поставил свое собственное возрождение для Императорского балета, а в 1972 году Пьер Лакотт попытался воспроизвести оригинальный балет Тальони по архивным записям и рисункам.
Краткий синопсис: Джеймс, молодой и увлеченный шотландец, начинает видеть прекрасную лесную фею, также называемую сильфой. Тем временем старая ведьма рассказывает Эффи, будущей невесте, свое пророчество: ее жених влюблен в кого-то другого, и она выйдет замуж за его друга Гурна. В ярости Джеймс отсылает ведьму. В начале свадьбы сильфида возвращается к Джеймсу и уносит кольцо. Очарованный, он отказывается от церемонии, чтобы преследовать духа в лесу, где он натыкается на старую ведьму. Она дает ему шарф, который не даст сильфиде улететь. Когда прекрасная сильфида возвращается, он оборачивает ее шарфом, заставляя ее крылья упасть, а она умирает. Убитый горем, он видит, как его невеста выходит замуж за его друга.
Интересный факт: балет часто путают с «Сильфидами», также известными как «Шопениана», сочиненными Фредериком Шопеном. Эти два балета совершенно не связаны между собой, если не считать участия эфирных существ.